ДЗЕН - ПУТЬ К СЕБЕ : О ZenDao, пути к себе и о себе

Храмовые правила

Написаны дзэн мастер Сунг Саном

1. О сохранении ума Бодхи

  • Прежде всего, вы должны принять твердое решение достичь просветления и помочь другим. Вы уже приняли пять или десять обетов. Знайте, когда соблюдать их и когда нарушать, когда запреты наложены и когда сняты. Отпустите свое маленькое "я" и станьте своим истинным "я". 

    В изначальной природе
    Нет этого и того
    Зеркало Великой Основы
    Не знает "нравится" и "не нравится".

2. О внимательности

  • Не цепляйтесь за свои мнения. Не обсуждайте личные взгляды с другими. Цепляние за свои мнения и их защита разрушают вашу практику. Отложите все мнения. Это истинный буддизм.
  • Не ходите туда, где у вас нет дел. Не слушайте разговоров, которые к вам не относятся.
  • Не создавайте дурной кармы желаниями, страстями и неведением. 

    Если в этой жизни
    Ты не откроешь свой ум,
    То не сможешь усвоить
    Даже капли воды.

3. О поведении

  • Делайте все вместе с остальными. Не ставьте себя выше других, делая по-другому. В храме не допустимо высокомерие.
  • Деньги и секс подобны свирепой змее. Отложите подальше свои отношения с ними.
  • В дхармовом зале ходите всегда позади сидящих в медитации. На лекциях и церемониях сохраняйте правильную позу и будьте аккуратны в одежде. Не болтайте и не смейтесь в зале дхармы.
  • Если у вас дело за пределами храма, которое заставляет вас пропускать церемонии или время еды, предупреждайте кого-нибудь из распорядителей пред уходом.
  • Уважайте тех, кто старше вас. Любите тех, кто младше вас. Сохраняйте широкое и открытое сознание.
  • Если вы встретили больного человека, отнеситесь к нему с любовью и помогите ему. С посетителями будьте гостеприимны. Сделайте им приятное и займитесь их нуждами.
  • Когда храм посещают уважаемые люди, поклонитесь и будьте внимательны к ним.
  • Будьте предупредительны. Всегда позволяйте другим пройти вперед вас.
  • Помогайте другим.
  • Не играйте с другими в игры.
  • Не сплетничайте.
  • Не пользуйтесь чужой обувью и одеждой.
  • Не цепляйтесь за писания.
  • Не спите больше необходимого времени.
  • Не будьте развязанными.
  • Давайте возможность более старым и уважаемым людям сесть впереди вас.
  • Не обсуждайте мелкие храмовые дела с гостями.
  • Когда выходите за пределы храма, отзывайтесь о нем хорошо.
  • Пьянство и похотливое поведение только лишь создадут плохую карму и разрушат вашу практику. Вы должны быть тверды и иметь ясную голову, тогда эти желания не смогут вас соблазнить.
  • Не обманывайте себя в размышлениях, что вы -- великая и свободная личность. Это не истинный буддизм.
  • Смотрите только на самих себя, не судите о действиях других людей.
  • Не создавайте плохую карму убийством, воровством и похотью. 

    Изначально не было ничего.
    Но Будда шесть лет практиковал под деревом Бодхи,
    И Бодхидхарма девять лет молча сидел в Сорим.
    Если ты сможешь разрушить стену самого себя,
    Ты станешь бесконечен во времени и пространстве.

4. О речи

  • Злой язык доведет до гибели. Держите рот на замке и открывайте его только при необходимости.
  • Всегда говорите хорошее, как бодхисаттва. В храме не употребляйте вульгарных выражений.
  • Если вы видите двух спорящих людей, не провоцируйте их недобрыми словами. Наоборот, используйте добрые слова, чтобы унять их злобу.
  • Не создавайте дурную карму ложью, хвастовством, увеличивая трудности в отношениях между людьми, ругая других.
  • Один человек 500 раз перерождался лисицей, потому что говорил неправильно. Он потерял лисье тело только когда услышал правильную речь. Что такое правильная и не правильная речь?
  • Если вы откроете рот, я ударю вас тридцать раз.
  • Если вы закроете рот, я все равно тридцать раз вас ударю.
  • Вы должны ухватить коан и не отпускать его. 

    Лает собака. Гав, гав, гав!
    Мяукает кошка. Мяу, мяу, мяу.

5. О еде

  • Один великий учитель сказал: "День без работы -- день без еды".
  • Труд бывает двух видов: внутренний и внешний. Внутренний труд состоит в сохранении чистого ума. Внешняя работа -- это оставление своих желаний и помощь другим.
  • Сначала трудитесь, потом ешьте.
  • Ешьте в тишине. Не создавайте ненужного шума. Во время еды занимайтесь собой и не заботьтесь о том, что делают другие.
  • С благодарностью принимайте то, что дают. Не привязывайтесь к своим "нравится" и "не нравится".
  • Не ищите удовольствия в еде. Ешьте лишь для поддержания себя и своей практики.
  • Хотя всю свою жизнь вы можете есть хорошую еду, тело все равно умрет. 

    Великий путь не труден.
    Просто отбрось мысли о хорошем и плохом.
    Соль соленая.
    Сахар сладкий.

6. О формальной практике

  • Во время формальной практики делайте все вместе с другими.
  • Не ленитесь.
  • Во время пения следуйте моктаку.
  • Во время сидения следуйте чугпи.
  • Проникните в истинное значение песнопений и сидения и поступайте соответственно.
  • Поймите, что накопленная вами дурная карма велика, как гора. Сохраняйте это сознание, как будто кланяетесь в раскаянии.
  • Наша карма не имеет собственной природы, но создана умом. Если ум потушен, то прекратится и карма. Когда вы воспринимаете оба эти предмета как пустотные, тогда это -- истинное раскаяние. Мы кланяемся, чтобы узреть свою истинную природу и помочь другим. 

    Крики в долине.
    Большой крик: большое эхо.
    Маленький крик: маленькое эхо.

7. О дхармовой речи

  • Когда слушаете слова учителя дзэн, держите ум в чистоте. Не будьте привязаны к словам. Отбросьте всякое мышление и проникните в истинное значение.
  • Не думайте так: "я уже обладаю великим пониманием, эта речь не приносит мне пользы". Это заблуждение.
  • Если есть вопросы, обратитесь к учителю дзэн после дхармовой речи.
  • Когда пьет змея, вода становится ядом. Когда пьет корова, вода становится молоком. Цепляясь за неведение, вы создаете жизнь и смерть. Оставаясь чистым, вы становитесь Буддой. 

    В великом труде жизни и смерти время тебя ждать не станет.
    Если ты завтра умрешь, какое тело получишь?
    Бывают ли более важные вещи?
    Торопись! Не мешкай!
    Синева неба и зелень моря --
    Это изначальное лицо Будды.
    Звук водопада и песня птицы --
    Это великие сутры.
    Куда ты идешь?
    Следи за шагами.
    Вода стекает к морю.
    Облака взлетают до небес.