ДЗЕН - ПУТЬ К СЕБЕ : О ZenDao, пути к себе и о себе

ПЕСНЬ О ПРИРОДЕ ДХАРМЫ

ЖУРНАЛ «PRIMARY POINT»

ЖУРНАЛ «PRIMARY POINT»

Volume 16, Number 1 Winter/Spring 1998 Из книги «Компас Дзен» (Shambala, 1997)

ПЕСНЬ О ПРИРОДЕ ДХАРМЫ

Природа дхарм совершенна, в ней нет двойственных различий.

Все дхармы неподвижны и в основе своей спокойны /умиротворены/.

Они лишены имен и форм, свободны от всех вещей.

Это постигается лишь в просветленной мудрости и ни в чем ином.

Единое пребывает во многом, многое—в Едином.

Единое множественно, а множественное едино.

Бесcчетные кальпы—то же, что и одно мгновение.

Одно мгновение—то же, что и бессчетные кальпы.

ПЕСНЬ О ПРИРОДЕ ДХАРМЫ

_Дзен Мастер Сеунг Сан_

Это отрывок из большой поэмы, излагающей учение  и  написанной на основе Аватамсака сутры знаменитым мастером Уи Сангом,  который жил в Корее во времена золотого века династии  Шилла.  В большинстве корейских храмов ежедневно воспевают эти стихи.  В них непосредственно указано на природу Дхармы. Многие говорят:

«Дхарма—это. Дхарма—то.» Но что такое  Дхарма  на  самом деле? Подлинная Дхарма изначально лишена имени.  Даже  назвать ее Дхармой значит уже совершить большую ошибку. Дхарма --  это не Дхарма, договорились? Вы должны понять это.  Итак,  Дхарма, или дхармовая природа  --  это  лишь  названия  вашей  универсальной сущности. Эта субстанция, из которой составлено все во вселенной, не имеет двойственных различий. У ней нет двух различных форм. Также нет у нее единого аспекта или единой формы.  Она—не «одно» и не «два». Она невещественна. Принимая  формы всех вещей во вселенной, она все-таки лишена формы,  потому что ее форма абсолютно пуста. Это  подобно  электричеству.  Мы видим проявления электричества когда оно заставляет вентиляторы крутиться, а радиоприемники—звучать. Электричество  кондиционирует воздух. Оно может заморозить воду и обогреть  дом.  Оно приводит в движение длинный и тяжелый поезд,  и  в  то  же время вы можете спокойно ходить, когда оно пребывает  в  вашем теле. Оно может полностью раствориться в  пространстве.  Итак, утверждать что электричество это что-то одно, неверно. Если вы его отождествите со всем совершаемым и производимым им, вы будете также неправы. Электричество—ничто из этого, и в то же время оно—все это. Точно так же дождь,  снег,  туман,  пар, река, море, град и лед—все это различные формы одной и  той же субстанции. Все это разные вещи, но H2O неизменна и она образует их в соответствии с ситуацией.  Все  это  вода.  То  же справедливо и в отношении природы Дхармы. Она не  едина  и  не двойственна. Это очень существенный момент.

Итак, природа Дхармы—это универсальная  природа,  принимающая множество различных форм. Иногда это  гора,  иногда  река, солнце, луна, звезды, эта чашка, этот звук, ваш ум. Это одно и то же, потому что все это—единая универсальная  субстанция.  Когда возникает то или иное условие,  природа  Дхармы  следует этому условию и возникает некоторая форма.  Но  когда  условие исчезает, тогда исчезает соответствующее имя и форма. Об  этом и говорится в стихе: «все обладает завершенностью».  Завершенность—это и есть природа Дхармы, универсальная  субстанция, которая беспрепятственно проникает повсюду. Она никогда  ни  в чем не нуждается. Иногда она становится горой, иногда  --  рекой, деревьями, скалами, облаками, людьми, воздухом,  животными. Но изначально она—совершенный покой. Принимая все  формы во вселенной, она все же остается неподвижной.  Она  принимает формы, но не является ни одной из них и они ее не  затрагивают. Природа Дхармы это то же, что и  ваше  подлинное  «я».  Его не постичь рассудочным мышлением.  Его  не  усвоить  через книги и обучение. Сотня докторов философии не помогут вам постичь его.

Единое пребывает во многом, многое—в Едином.

Единое множественно, а множественное едино.

Бесчисленные кальпы—то же, что и одно мгновение.

Одно мгновение есть то же, что и бесчисленные кальпы.

Все верят в существование времени  и  пространства.  Ха-ха-ха!  Это очень смешно! Ваше мышление создает время и ваше  мышление создает пространство. Никто по-настоящему не понимает этого. В стихе говорится о том, что время и пространство—одно и  тоже, что они едины. Но они также и не едины. Единое  совершенно пусто. «Единое пребывает во многом, многое—в  Едином.  Единое множественно, а множественное едино.» Это сказано о  пространстве. Все есть точка и эта точка есть все.  Не  существует двух отдельных вещей. Можно сказать об этом так: пустое  пространство—одно, оно неделимо, но в нем существует  множество отдельных вещей—горы, реки, люди, деревья,  собаки,  кошки, солнце, луна, звезды. Пространство вмещает все эти «вещи». Все является частью пространства, но это пространство недвойственно, поскольку в нем содержится все. Никакого «внешнего»  пространства не существует.

В этой поэме также очень интересно изложено учение о  времени.  «Бесчисленные кальпы—то же,  что  и  одно  мгновение.  Одно мгновение есть то же, что и бесчисленные кальпы.»Время не длительно и не коротко. Как мы  говорили  раньше,  поскольку  наш мыслящий ум создает время, то мы сами делаем это время  долгим и кратким. Однако, практикуя  медитацию,  вы  можете  действительно осознать, что в одном мгновении  заключено  бесконечное время. В одном мгновении заключено бесконечное пространство. В одном мгновении заключено все! Один миг  --  это  безграничное время и пространство. Большинство людей поймут подобное утверждение как указание на какую-то особую  сферу  или  на  особое восприятие. Насколько велико одно мгновение? Чтобы понять это, мы можем представить один миг как секунду, поделенную на  бесконечность. Это очень  короткий  отрезок  времени!  Это  можно пояснить на примере фотоаппарата. Существуют особые  камеры  с очень высокой скоростью движения затвора. Такой камерой  можно снять летящую пулю. Затвор этого аппарата очень быстро  открывается и «схватывает» пулю на пленке. Вы можете увидеть  пулю, неподвижно зависшую в воздухе.  Но  при  близком  рассмотрении снимка вы увидите, что пуля все же движется,  хотя  и  кажется застывшей в воздухе. Это же справедливо и в  отношении  нашего ума как он есть. Если вы возьмете свою «не знаю»-камеру --  то есть ваш ум ДО возникновения мысли—и очень глубоко и  чисто воспримите только одно мгновение, вы увидите пулю неподвижной.  Вы все увидите неподвижным. Весь мир неподвижен. Это очень интересно! Ваш ум и вся эта вселенная имеют одну и ту же  природу. Все изначально является совершенно спокойным  и  неподвижным. В сутре сказано: «Все дхармы неподвижны и в основе  своей спокойны /умиротворены/.» Это тот же самое. Покой—это просто наш моментальный ум: одна секунда, поделенная на  бесконечность. Иногда мы называем это мгновение миром. Мгновение  бесконечно во времени и пространстве, и на самом деле  это  означает, что в нем нет времени и пространства.

Итак, в этой гатхе очень глубоко и поэтично говорится о природе Дхармы и об универсальной субстанции. Но все это лишь  красивые слова, а любые слова, даже слова Будды не помогут вам  в жизни до тех пор, пока полностью не станут ВАШИМИ словами. Далее, откуда исходит универсальная  субстанция?  Где  рождается универсальная энергия?  Она  рождается  в  совершенном  покое.  «Единое пребывает во многом, многое—в Едином.  Единое  множественно, а множественное едино.»  Итак,  все  обладает  этой энергией. [Ударяет по столу.] Все исходит из совершенного  покоя. [Ударяет по столу.] Все исходит из  одной  точки.  Иногда эту точку называют универсальной  субстанцией,  или  энергией, или Буддой, или Богом, или сознанием, или святостью, или умом, или Абсолютом. [Ударяет по столу.] Все это имена, а имена  порождаются мыслью. Но изначально эта точка  совершенного  покоя не обладает именем и какой бы то ни было  формой,  потому  что она ПРЕДШЕСТВУЕТ мышлению. Она, однако, присутствует во всем и все обладает ею. В дзен есть  известный  коан:  «Тысяча  вещей возвращаются к Единому. Куда возвращается  Единое?»  Достигнув этого [ударяет по столу], вы достигните Единого, вы  достигните всего. Это значит что вы достигните мгновения. Вы достигните совершенного покоя и угасания. Но  просто  интеллектуальное понимание вам не поможет. Только практика медитации  непосредственно приведет вас к этому опыту. [Ударяет по столу.]  Когда этот опыт полностью становится ВАШИМ, вы  обретаете  мудрость.  Таково учение «Песни о природе Дхармы».

ЖУРНАЛ «PRIMARY POINT»

Volume 16, Number 1 Winter/Spring 1998 Из книги «Компас Дзен» (Shambala, 1997)

ЧИСТАЯ МЭРИ

_Дзен Мастер Сеунг Сан_

Очень интересны истории о дзен мастере Док Сане и дзен  мастере Гуджи. В них сказано о цели практики и учения дзен. Оба эти мастера были великими знатоками сутр. Оба они превосходно  понимали все слова Будды. Они знали всю буддийскую традицию, понимали разнообразные глубокие философские учения и учения всех выдающихся учителей. Но когда кто-то попросил, чтобы они  сами изложили слово истины, они ничего не смогли сказать. Они никому не могли показать свою истинную природу. Понимание само  по себе не является ни хорошим, ни плохим. Но кто ВЫ?  Этот  вопрос очень важен и он находится за пределами понимания. Это  не вычитать в книгах. Сам Будда не откроет вам этого потому,  что ваша  истинная  природа  ПРЕДШЕСТВУЕТ   мышлению.    Практикуя дзен-медитацию вы ответите на этот вопрос и для вас все прояснится и все станет возможным.

Во Флориде проводятся собачьи бега. Это очень популярное азартное зрелище. Люди приходят на бега, делают ставки на  борзых, и если их собака побеждает, получают большие деньги. Это очень просто. Всем понятно как проходят бега борзых, да? Собаки  выбегают из стартовых ворот и кружат по треку. Тем  временем  по рельсе, проложенной в треке,  движется  электрический  кролик.  Кролик не настоящий, это чучело,  на  которое  натянута  шкура кролика. Обоняние у собак острое и они бегут  на  этот  запах.  Кроличья шкурка заставляет их бежать по кругу  трека.  Собакам кажется, что ускорив бег, они смогут  схватить  кролика. Но  за собаками наблюдает один человек, контролирующий  скорость  передвижения кролика. Если в этот день собаки бегут  очень  быстро, человек пускает кролика быстрее, если собаки  бегут  медленно, он замедляет бег кролика. Он всегда держит кролика  перед собаками чтобы им казалось, что они смогут схватить его. В каждом забеге собаки просто следуют за кроликом.

На одном из таких забегов во Флориде произошел интересный случай. Там была собака по кличке Чистая  Мэри.  Это  была  очень быстрая борзая , которая часто побеждала в забегах.  Но  кроме этого Чистая Мэри была очень разумной собакой. Как-то  в  полдень она, как всегда, выбежала с другими собаками  из  стартовых ворот. Кролик двигался по  треку,  и  собаки  преследовали его. Они бежали и бежали круг за кругом. Каждый день, а  иногда по несколько раз в день, эти собаки делали  одно  и  то  же снова и снова. И в тот день все  шло  как  обычно.  Погоня  за электрическим кроликом.

Но в середине забега Чистая Мэри  вдруг  остановилась.  Многие люди на трибуне встали и направили  бинокли  на  собаку.  «Что происходит?»—спрашивали они. «Что стряслось с этой  проклятой собакой?» Некоторые сделали крупные ставки на Чистую Мэри, и теперь были рассержены. «Беги! Беги! Проклятая собака! Что с тобой?»

Но Чистая Мэри некоторое время не двигалась. Она посмотрела на трибуны, на хвосты собак, мчавшихся по изгибу трека. Потом она посмотрела на кролика, движущегося по кольцу на другую  сторону трека. В этот момент на бегах все пребывало  в  совершенном покое и безмолвии.

Неожиданно для всех Чистая Мэри перепрыгнула через ограждение, вдоль которого собаки бежали по треку. Она молнией  пронеслась через центр поля. В нужный момент преодолев ограждение на другой  стороне  трека,  она    схватила    кролика!    БУ-У-У-М!  Ха-ха-ха-ха-ха!

Это и есть ум дзен. Каждый в своей жизни к чему-то  стремится.  Каждый просто следует за своими идеями и мнениями, и  верит  в то, что в этом и состоит подлинная жизнь. Но Чистая Мэри  уподобилась продвинутому ученику дзен. Много лет ее усиленно  готовили к тому, чтобы просто преследовать кролика. Каждый  день она училась бежать по треку—круг за кругом, круг за кругом.  Но однажды она остановилась и внимательно огляделась.  Практика дзен в точности такова: остановиться и вглядеться в то, что происходит в жизни. Затем Чистая Мэри ясно  осознала  нечто  и просто выполнила это на  сто  процентов.  Она  не  исследовала внутреннее или внешнее. Внутреннее и внешнее—бум! -- соединилось. Это ум дзен и это очень просто, не правда ли?