Цели буддизма
Дзен Мастер Сеонг Сан
"Цели Буддизма" означают понимание направления Буддизма. То, что мы называем Буддизом - это учение Будды Шакьямуни. Буддизм -это не религия откровений; он полностью основан только на том, чему учил Будда в результате своего великого просветления. Поэтому Буддизм основан не на какой-нибудь идее божественного, а на опыте просветления Будды Шакьямуни - центральном событии Буддистской истории. В самом Будде нет ничего особенного. Он постиг свое истинное Я, то есть он полностью понял себя и этот мир. Поэтому мы говорим, что Будда это ум, а ум это Будда.
Если вы полностью поймете себя, полностью постигните свое истинное Я, то вы тоже станете Буддой. Опыт Будды говорит о том, что любой из нас может иметь тот же самый опыт просветления, и сам стать Буддой. Это значит, что каждый из нас имеет возможность полность понять самого себя, постичь правильный путь и правильную жизнь.
Что такое постижение правильного пути и правильной жизни? Когда Будда достиг просветления, он не был полностью уверен в том, что истину, которую он постиг в час своего просветления возможно передать другим. Он считал, что человечеству, привыкшему к своим заблуждениям и привязанностям будет трудно понять его Дхарму. Согласно Буддистской легенде, Брама, высший бог пантеона, прочитал его мысли. Опасаясь, что учение Будды будет потеряно для этого мира, Брама появился перед Буддой и попросил его: "Пусть Благословенный учит дхарме; пусть Далеко ушедший учит дхарме. Есть такие живые существа, у которых только одна пылинка в глазу, но они пропадут, не услышав дхармы. Именно они станут познавшими дхарму." И тогда из сострадания ко всем живым существам Будда взглянул на мир глазом Будды и увидел, что там действительно есть много существ с острыми способностями и лишь с небольшой нечистотой. Поняв, что подходящая аудитория для его учения существует, он стал проповедовать дхарму.
Решение Будды поделиться своей дхармой с другими было ключевым моментом в Буддистской истории. Если бы он решил не действовать в этом мире, то его уход не имел бы значения для человеческой истории. Мотивом, определившим его выбор, было сострадание ко всему человечеству. В то же время он должен был понять, что полученная им истина динамична, и ее нужно обратить в послание; иначе она не будет принята. Поэтому направление или цели Буддизма - это то же самое, что и в примере с Буддой: если вы полностью поняли себя и постигли свое истинное Я, вы должны учить других.
Поэтому каждый день мы повторяем четыре великих обета. Первый обет: "Чувствующие существа бесчисленны; я обещаю спасти их всех." Этот обет - проявление собственного сострадания Будды Шакьямуни ко всем живым существам. Это означает, что и наша практика и наше просветление - не для самих себя, а для всех существ. И опять же, цель Буддизма в том, чтобы достичь истины достичь п р а д ж н и (мудрости), а это значит постижение правильного пути и правильной жизни. Тогда вы можете спасти всех существ. Это и есть правильная работа человеческих существ. Постичь свое истинное Я - значит постичь универсальную субстанцию; постичь универсальную субстанцию - значит постичь всемирную ситуацию; постичь всемирную ситуацию - значит постичь свою правильную работу. Как? Это значит из момента в момент удерживать свою правильную ситуацию, свою правильную функцию и правильное отношение. Это значит, как вы из момента в момент помогаете другим? Не только человеческим существам, но всему миру. Когда просветление и правильная жизнь сливаются вместе, то это значит, что ваша жизнь становится истиной, мир страданий становится раем, тогда вы можете и для других превратить этот мир страданий в рай. В этом правильная работа человеческих существ; в этом цель Буддизма.