Отсутствие ума
Отсутствие ума /Дзен Мастер Та Хуэй/
Отсутствие ума
Один достойный древний говорил: “Чтобы найти быка, надо найти его следы. Чтобы изучать Путь, ищите отсутствие ума. Там где есть следы, должен быть и бык”. Путь отсутствия ума найти не трудно. Так называемое “Отсутствие ума” (Mindlessness) не означает, что надо быть инертным и ничего не знающим, как земля, дерево, черепица или камень; это означает, что ум остается спокойным и уравновешенным, встречаясь с ситуациями и обстоятельствами; он ни за что не цепляется, чист, где бы он ни оказался, ни что ему не препятствует. Он не запятнан, но и не живет в незапятнанности, рассматривая тело и ум как сон или иллюзию, но и не оставаясь в перспективе пустого ничто сна и иллюзий. Только когда оказываешься в подобном царстве, можно говорить об истинном отсутствии ума. Нет, это не словесное отсутствие ума: если вы не постигли истинное Отсутствие ума и удовлетворились лишь объяснением, то чем это отличается от извращенного в Чань “тихого просветления”?
“Илите к корням, не заботьтесь о ветвях.” Корень - это опустошение ума. Как только вы доберетесь до корней, до основы, всякие слова и знания, вся ваша повседневная деятельность, то, как вы реагируете на людей и приспосабливаетесь к обстоятельствам, проходя через огорчения и падения, будь то радость или гнев, добро или зло, польза или вред - все это мелочи, ветви. Если вы можете спонтанно быть осознающим и знающим, встречаясь с обстоятельствами, то нет ни недостатка, ни избытка.