Храмовые правила
Написаны дзэн мастер Сунг Саном
1. О сохранении ума Бодхи
- Прежде всего, вы должны принять твердое решение достичь просветления и помочь другим. Вы уже приняли пять или десять обетов. Знайте, когда соблюдать их и когда нарушать, когда запреты наложены и когда сняты. Отпустите свое маленькое "я" и станьте своим истинным "я".
В изначальной природе
Нет этого и того
Зеркало Великой Основы
Не знает "нравится" и "не нравится".
2. О внимательности
- Не цепляйтесь за свои мнения. Не обсуждайте личные взгляды с другими. Цепляние за свои мнения и их защита разрушают вашу практику. Отложите все мнения. Это истинный буддизм.
- Не ходите туда, где у вас нет дел. Не слушайте разговоров, которые к вам не относятся.
- Не создавайте дурной кармы желаниями, страстями и неведением.
Если в этой жизни
Ты не откроешь свой ум,
То не сможешь усвоить
Даже капли воды.
3. О поведении
- Делайте все вместе с остальными. Не ставьте себя выше других, делая по-другому. В храме не допустимо высокомерие.
- Деньги и секс подобны свирепой змее. Отложите подальше свои отношения с ними.
- В дхармовом зале ходите всегда позади сидящих в медитации. На лекциях и церемониях сохраняйте правильную позу и будьте аккуратны в одежде. Не болтайте и не смейтесь в зале дхармы.
- Если у вас дело за пределами храма, которое заставляет вас пропускать церемонии или время еды, предупреждайте кого-нибудь из распорядителей пред уходом.
- Уважайте тех, кто старше вас. Любите тех, кто младше вас. Сохраняйте широкое и открытое сознание.
- Если вы встретили больного человека, отнеситесь к нему с любовью и помогите ему. С посетителями будьте гостеприимны. Сделайте им приятное и займитесь их нуждами.
- Когда храм посещают уважаемые люди, поклонитесь и будьте внимательны к ним.
- Будьте предупредительны. Всегда позволяйте другим пройти вперед вас.
- Помогайте другим.
- Не играйте с другими в игры.
- Не сплетничайте.
- Не пользуйтесь чужой обувью и одеждой.
- Не цепляйтесь за писания.
- Не спите больше необходимого времени.
- Не будьте развязанными.
- Давайте возможность более старым и уважаемым людям сесть впереди вас.
- Не обсуждайте мелкие храмовые дела с гостями.
- Когда выходите за пределы храма, отзывайтесь о нем хорошо.
- Пьянство и похотливое поведение только лишь создадут плохую карму и разрушат вашу практику. Вы должны быть тверды и иметь ясную голову, тогда эти желания не смогут вас соблазнить.
- Не обманывайте себя в размышлениях, что вы -- великая и свободная личность. Это не истинный буддизм.
- Смотрите только на самих себя, не судите о действиях других людей.
- Не создавайте плохую карму убийством, воровством и похотью.
Изначально не было ничего.
Но Будда шесть лет практиковал под деревом Бодхи,
И Бодхидхарма девять лет молча сидел в Сорим.
Если ты сможешь разрушить стену самого себя,
Ты станешь бесконечен во времени и пространстве.
4. О речи
- Злой язык доведет до гибели. Держите рот на замке и открывайте его только при необходимости.
- Всегда говорите хорошее, как бодхисаттва. В храме не употребляйте вульгарных выражений.
- Если вы видите двух спорящих людей, не провоцируйте их недобрыми словами. Наоборот, используйте добрые слова, чтобы унять их злобу.
- Не создавайте дурную карму ложью, хвастовством, увеличивая трудности в отношениях между людьми, ругая других.
- Один человек 500 раз перерождался лисицей, потому что говорил неправильно. Он потерял лисье тело только когда услышал правильную речь. Что такое правильная и не правильная речь?
- Если вы откроете рот, я ударю вас тридцать раз.
- Если вы закроете рот, я все равно тридцать раз вас ударю.
- Вы должны ухватить коан и не отпускать его.
Лает собака. Гав, гав, гав!
Мяукает кошка. Мяу, мяу, мяу.
5. О еде
- Один великий учитель сказал: "День без работы -- день без еды".
- Труд бывает двух видов: внутренний и внешний. Внутренний труд состоит в сохранении чистого ума. Внешняя работа -- это оставление своих желаний и помощь другим.
- Сначала трудитесь, потом ешьте.
- Ешьте в тишине. Не создавайте ненужного шума. Во время еды занимайтесь собой и не заботьтесь о том, что делают другие.
- С благодарностью принимайте то, что дают. Не привязывайтесь к своим "нравится" и "не нравится".
- Не ищите удовольствия в еде. Ешьте лишь для поддержания себя и своей практики.
- Хотя всю свою жизнь вы можете есть хорошую еду, тело все равно умрет.
Великий путь не труден.
Просто отбрось мысли о хорошем и плохом.
Соль соленая.
Сахар сладкий.
6. О формальной практике
- Во время формальной практики делайте все вместе с другими.
- Не ленитесь.
- Во время пения следуйте моктаку.
- Во время сидения следуйте чугпи.
- Проникните в истинное значение песнопений и сидения и поступайте соответственно.
- Поймите, что накопленная вами дурная карма велика, как гора. Сохраняйте это сознание, как будто кланяетесь в раскаянии.
- Наша карма не имеет собственной природы, но создана умом. Если ум потушен, то прекратится и карма. Когда вы воспринимаете оба эти предмета как пустотные, тогда это -- истинное раскаяние. Мы кланяемся, чтобы узреть свою истинную природу и помочь другим.
Крики в долине.
Большой крик: большое эхо.
Маленький крик: маленькое эхо.
7. О дхармовой речи
- Когда слушаете слова учителя дзэн, держите ум в чистоте. Не будьте привязаны к словам. Отбросьте всякое мышление и проникните в истинное значение.
- Не думайте так: "я уже обладаю великим пониманием, эта речь не приносит мне пользы". Это заблуждение.
- Если есть вопросы, обратитесь к учителю дзэн после дхармовой речи.
- Когда пьет змея, вода становится ядом. Когда пьет корова, вода становится молоком. Цепляясь за неведение, вы создаете жизнь и смерть. Оставаясь чистым, вы становитесь Буддой.
В великом труде жизни и смерти время тебя ждать не станет.
Если ты завтра умрешь, какое тело получишь?
Бывают ли более важные вещи?
Торопись! Не мешкай!
Синева неба и зелень моря --
Это изначальное лицо Будды.
Звук водопада и песня птицы --
Это великие сутры.
Куда ты идешь?
Следи за шагами.
Вода стекает к морю.
Облака взлетают до небес.