Медицинский будда
Интервью журнала Праймари пойнт с дзен мастером Сеонг Саном
"Праймари Пойнт": Говоря о лечении Вы часто пользуетесь словами "Якса Ёре Буль". Что значит эта фраза?
Дзен Мастер Сеонг Сан: Якса означает - учитель медицины; Ёре означает - природа Будды; Буль означает Будда. Поэтому Якса Ёре Буль значит "Учитель медицины природы Будды" или "медицинский Будда".
ПП: Каково происхождение этого Будды?
ДМСС: Буддизм Хинаяны упоминает только Будду Шакьямуни, историческогот Будду. В Махаяне буддист верит, что есть много Будд и Бодхисаттв, а также множество демонов. Буддизм Хинаяны означает достижение очень простого ума - если вы ничего не удерживаете, то вы уже становитесь Буддой. Если вы достигаете неЯ, то вы становитесь Буддой. Однако, Буддизм Хинаяны изначально был приспособлен к монашеской практике, тогда как Буддизм Махаяны развивался при сильном мирском влиянии. Общество состоит из многих видов индивидуумов; они чего-нибудь хотят - денег, секса, славы и т.д. Много желания - много думания. С каждой мыслью появляется один Будда, а также один демон. Если у вас нет мышления, то в Буддах и Бодхисаттвах нет необходимости. Если вы много думаете, то появляется много демонов, а также появляется много Будд и Бодхисаттв чтобы помочь вам. Это Буддизм Махаяны.
ПП: Что значит быть больным с буддистской точки зрения?
ДМСС: Есть 3 вида болезней: болезнь тела, болезнь ума и болезнь Дхармы. Болезнь тела означает, что мое тело поранено и я чуствую какую-то боль. Иногда мы создаем болезнь тела отсутствием контроля; например, рот хочет пищи, а желудок говорит:"Нет-нет". Поэтому рот и желудок воюют. Мы слишком много съедаем и болезнь появляется от такого неравновесия.
Болезнь ума означает, что я к чему-то привязан или чего-то очень хочу. Все человеческие существа имеют эти пять основных желаний: слава, секс, пища, сон, деньги. Эти пять желаний вызывают умственные болезни. Иногда за этим следует и болезнь тела: вы не можете есть, спать или переваривать пищу.
ПП: Что, если кто-нибудь с болезнью тела "бросит все это". но все же останется болен?
ДМСС: Если вы бросите все это, то вы можете быть больны или чуствовать боль, но вы не будете страдать. Если вы достигаете неподвижного ума, то боль и болезнь не производят страдание.
ПП: Значит, все болезни вызваны кармой?
ДМСС: Болезнь происходит как от кармы "прежних жизней", так и от кармы этой жизни.
Карма прежних жизней означает: каждый день я действую правильно, но мое тело не функционирует правильно. Например, мои глаза и уши не в порядке, слабые. Но мои действия правильны. Это карма прежних жизней.
Карма этой жизни значит, что я сделал нечто плохое в этой жизни - гнев, желание, невежество. Потом появляется болезнь. Этот вид болезни вызван вашей кармой нынешней жизни.
ПП: Что если болезнь вызвана вашими родителями?
ДМСС: Как я уже говорил раньше, мои глаза и уши слабые. Это другой вид кармы прежних жизней - карма, унаследованная от вашей семьи, то что вы называете генетикой.
ПП: Что значит рождение больного ребенка, его сильная болезнь и смерть?
ДМСС: Это карма прежних жизней. У этого ребенка очень короткая карма от его родителей, так что он должен появиться и покончить с этой кармой.
ПП: Важно ли, что люди должны понять чем вызвана их болезнь: кармой прежних жизней или кармой этой жизни?
ДМСС: Да, это важно. Если вы практикуете, это становится ясно. Один человек во время интервью спросил меня:"Я хочу практиковать правильно, но иногда у меня возникает такая мысль: "Я хочу убить кого-нибудь!" Такого рода мысли никогда не появлялись раньше; они появляются только во время медитации. Что происходит?"
Я сказал ему, что это была его кармы прежних жизней. Во время медитации ваш ум становится более чистым, так что старая карма открывается и выходит на поверхность. Эта карма уже присутствовала в вашем сознании. Если вы практикуете, то вы можете увидеть и понять, что эта карма уже присутствует в уме. Но если вы не практикуете, то однажды эта карма станет контролировать вашу жизнь.
ПП: Что такое болезнь дхармы?
ДМСС: Когда вы становитесь учителем какой-либо религии или идеологии, и говорите: "Я уже все это понял, у меня нет проблем. Вы должны слушать меня." - это и есть болезнь дхармы.
ПП: Так значит, вера в какую-либо идею, какого-либо учителя - это проблема?
ДМСС: Привязанность к чему-либо, создание чего-либо - это всегда проблема.
Многие христиане привязываются к "Богу". "Мой Бог и твой Бог - различны." Так вы создаете своего "Бога". Дзен значит бросить все это. Не создавайте ничего. Если вы встречаете Бога - убейте Бога. Если вы встретите Будду - убейте Будду.
ПП: Каким образом медицинский Будда помогает уменьшить страдание?
ДМСС: Все болезни приходят из ума. Если ум изчезает - болезнь изчезает. Если вы бросите все это, то не будет никаких болезней и вы обретете свободу от жизни и смерти. Но нам трудно освободиться от нашего ума. Буддизм Махаяны учит, что если вы не можете освободиться от вашего ума и желаний, то Будда или Бодхисаттва "появится" чтобы помочь вам. Так что если вы попробуете мантру Якса Ёре Буль - все ваши болезни, будь это болезни тела, ума или дхармы, изчезнут.
ПП: Вы часто предлагаете разные мантры чтобы помочь разным людям. Что значат эти разнообразные мантры?
ДМСС: В соответствии с практиками Махаяны, если вы пробуете применить определенные мантры, то определенные Бодхисаттвы придут к вам на помощь. Например, если вы сильно страдаете, попробуйте мантру Кван Сеум Босаль, тогда Кван Сеум Босаль (Бодхисаттва сострадания) поможет вам. Или вы можете не испытывать сильного страдания, но нуждаться в мудрости для вашего руководства - что есть правдивая и правильная жизнь? - тогда попробуйте мантру Мунсу Босаль (Манджушри), Бодхисаттвы мудрости. Если у вас есть мудрость, но вы не понимаете правильного действия - тогда вы не можете помочь другим людям. Так что вы должны использовать мантру для Пу Хьон Босаль, Бодхисаттвы действия. Это даст вам энергию для правильного действия, из момента в момент. Джи Джанг Босаль - Бодхисаттва великого обета; его великий обет - спасение всех существ. Когда вы умираете, Джи Джанг Босаль помогает вам получить хорошее перерождение. Таким образом, у каждого Бодхисаттвы отдельная работа.
ПП: В наши дни идет дискуссия о людях, чье существование поддерживается благодаря передовой медицине или технологии. Они могут оставаться в живых, но у них нет разума - только растительный. Поэтому многие люди спрашивают, "Этот человек жив или мертв?". Или, "Можем ли мы позволить этому человеку умереть?" Это проавильное или неправильное действие? Что говорит Буддизм о такого рода ситуациях?
ДМСС: Вопрос в этих ситуациях стоит таким образом: как много энергии берет больной человек от других людей? Иногда очень больной человек может быть спасен некоторым количеством энергии. Иногда, несмотря на всю отданную энергию, больного человека спасти невозможно. Когда такой человек умирает, то в будущей жизни он должен "возвратить" всю ту энергию, которую он взял. Если вы умираете не взяв так много энергии, то вы не будете в таком большом "долгу" в следующий раз. Если кто-либо умирает и берет так много энергии, не было бы неправильным позволить ему умереть. Но если он не берет энергию других людей, зачем умирать? Буддизм учит: помогает ли мое действие людям или оно берет слишком много энергии от них их из-за этого у них возникают проблемы?
ПП: Иногда люди находятся в коме - они не могут видеть, слышать, чуствовать вкус, осязать. Они привязаны к машине, но какая-то часть их сознания еще работает. Машина поддерживает в них жизнь. Зачем?
ДМСС: Это основной вопрос для каждого, а не только для больных людей. Зачем вы живете? Зачем вы умираете? Почему появляется дерево или кошка? Почему дерево или кошка умирает? Если вы практикуете, то вы понимаете ваш правильный труд, направление и ситуацию, как разумное существо. Если вы не практикуете, то чем вы отличаетесь от дерева или кошки?
ПП: Если кто-либо выключит из розетки аппараты, поддерживающие жизнь человека в коме, то достаточно ли сознания у такого больного для возниконвения каких-либо эмоций, таких как гнев или счастье?
ДМСС: Это сознание похоже наполовину на дерево, а наполовину на животное. В таком сознании не существует симпатий или антипатий; постольку поскольку у него нет симпатий или антипатий, он не может создать карму.
ПП: Будет ли у таких людей хорошее перерождение, поскольку у них не было кармы, когда они умерли?
ДМСС: Они умирали не имея в тот момент кармы, но у них могло быть очень сильное сознание (остаточное) от этой жизни. Это сознание похоже на ртуть: оно может разделяться на разные "шарики" как это делает ртуть; иногда эти шарики остаются отдельными, но иногда они могут соединяться с подобными себе сознаниями и возрождаться в виде сильной личности, такой как Ганди или Гитлер.
ПП: В наше время у многих людей проблемы с наркотиками и пьянством. К какому роду кармы это относится? Как можно помочь этим людям?
ДМСС: Иногда это карма прежних жизней, но иногда это возникает вследствие дей ствий "за компанию" с другими: "Я не хочу принимать наркотики или алкоголь, но мои друзья говорят, "ты попробуй", и я делаю это." Такой вид ума уже понимает, что наркотики или алкоголь не приносят ничего хорошего. Таким образом, если они хотят укрепить свой ум, они могут укрепить его с помощью медитации. Но если они не заботятся об этом и заинтересованы только в приятном времяпровождении, оно не смогут укрепить его. Ваш ум создает все. Будда сказал: "Все вещи созданы одним лишь умом". Так что ваш ум создает болезнь и вы укрепляете вашу болезнь с помощью вашего ума. Это интересно, не так ли?
ПП: Да. Большое Вам спасибо.